Создавая в 2006 г. крупнейшую в мире сталелитейную компанию, Миттал, по егο признанию, «исходил из ожиданий в отношении перспектив рынκа и рοста, котοрые не оправдались». Тогда Миттал рассчитывал выпусκать 120 млн т стали в гοд, закрепиться в Индии и Китае и приступить к οсвοению гигантских железοрудных местοрοждений.

В реальности ArcelorMittal только обозначила присутствие в Китае (по 30% акций в двух сталелитейных компаниях и 50% в СП, строящем завод) и Индии (три проекта, по одному из которых идет согласование на покупку земли, требующее 400 разрешений), объем выплавки стали — лишь 90 млн т в год. К инвестициям в месторждениям компания относится крайне осторожно. В III квартале она понесла убыток в $709 млн, включая компенсацию за закрытие доменных печей в Бельгии и Франции.

Митталу приходится иметь дело с охватившим Европу экономическим спадом: из 25 доменных печей там продолжают работать 14. В ноябре министр промышленности Франции Арно Монтебур пригрозил национализировать завод во Флоранже, где компания остановила две печи. Миттал пообещал вложить 180 млн евро в развитие производства с сохранением рабочих мест при условии, что не станет запускать погасшие домны. О том, на что именно пойдут деньги, Миттал не говорит: «Нужно будет обсудить это с профсоюзами».

По прогнозам аналитиков, в 2012 г. компания может получить нулевую прибыль; в 2011 г. она была $2,26 млрд, в 2010 г. — $2,92 млрд. Падение прибыль обусловлено тем, что цены на сырье (железную руду и нефть) выросли, а на сталь — упали. Руда с момента слияния Arcelor с Mittal подорожала почти в три раза — до $120/т с $33,45/т. В январе-сентябре 2012 г. доля добываемого компанией сырья в общей структуре ее продаж выросла до 6,3% с 3,6% в 2010 г., когда компания впервые опубликовала такую статистику. Однако, по данным McKinsey, издержки горнорудных компаний во всем мире росли, в среднем, на 10% в год.

Миттал рассказал WSJ, что вялый рост мировой экономики вынудил его изменить стратегию развития компании. «Когда в 2008 г, разразился финансовый кризис, мы думали, что это очередная фаза экономического цикла, но теперь мы понимаем, что так оно и будет. Поэтому сейчас мы направили наши усилия не на рост выручки, а на создание сильной, приспособленной к экономическим реалиям компании». Это означает продажу непрофильных активов, закрытие убыточных предприятий и инвестиции в те сегменты, где наблюдается рост прибыли — например, в производство легкой, высокопрочной стали для автомобилей. По словам Миттала, в ближайшие пять лет компания «постарается сохранить долю на всех рынках, где она представлена». Крупных слияний и поглощений больше не будет, обещал Миттал, добавив: «Мы не станем отказываться от небольших сделок, если только они будут иметь смысл».

Перевела Анна Разинцева