Компания Tinkoff Digital, созданная Олегом Тиньковым и Goldman Sachs полгода назад для инвестиций в интернет, запустила первый проект, рассказала «Ведомостям» ее гендиректор Анна Знаменская. Это Data Mind — платформа для проведения торгов на размещение интернет-рекламы в режиме онлайн (Real-time bidding, RTB). Рекламодатель решает, какой аудитории он хотел бы показать свой баннер (например, 25-летним жителям России со средним образованием, интересующимся iPhone5), а система выбирает самую низкую цену размещения рекламы по сайтам, которые открывают в данный момент люди, подходящие под составленное описание. В результате посетители сайта с самыми экономичными расценками, удовлетворяющие пожеланиям рекламодателя, видят на экране нужный баннер: решение о размещении рекламы на том или ином сайте платформа принимает за 120 миллисекунд.

Tinkoff Digital собирается вложить в проект около $5 млн, это 1/4 всех ее первоначальных инвестиций, говорит Знаменская. Основная часть вложенных в проект средств пойдет на покупку и разработку новых технологий, наем программистов, менеджеров и аналитиков. Первым рекламодателем-клиентом Data Mind стал медиапортал Yota.Play; его рекламу Data Mind размещает с помощью онлайн-аукционов на площадках Google, сервисов холдинга SUP Media (Livejournal.com, Gazeta.ru и Championat.ru) и «Бегуна». Знаменская рассчитывает, что с помощью RTB крупные рекламодатели смогут показать больше рекламы, не увеличивая бюджеты.

RTB-реклама широко распространена в США: аналитическая компания eMarketer прогнозирует, что доходы от нее в 2012 г. составят $1,9 млрд. В России еще год назад RTB-рекламы не было вовсе, следует из данных IDC. А в марте 2012 г. систему RTB для баннерной рекламы запустил «Яндекс», но Знаменская объясняет, что «Яндекс» проводит аукцион «с другой стороны»: его клиенты — сайты, для которых в режиме реального времени выбираются рекламодатели, готовые заплатить за показ рекламы больше других. RTB позволяет оптимизировать расходы на рекламу, говорит сотрудник пресс-службы «Яндекса»: владельцы площадок могут увеличить доходы, а рекламодатели — минимизировать расходы на рекламу. Теоретически RTB — правильная технология, но в России ее еще только тестируют и говорить об эффекте рано, считает гендиректор рекламного агентства AdWatch Isobar Андрей Чернышов.