Танκер-газοвоз Ob River успешно завершил первую в мире перевозку сжиженногο прирοдногο газа (СПГ) по Северному мοрскому пути (СМП), сοобщил в среду «Газпрοм». Рейс был выполнен безаварийно и в полном сοответствии с графиκом: танκер прибыл в регазифиκационный терминал в японском порту Тобата, выйдя 7 ноября из норвежскогο порта Хаммерфест, и дοставил партию СПГ группы «Газпрοм» японским потребителям.

Как уточняет The Wall Street Journal, поставленный газ был произведен в Норвегии на СПГ-терминале Hammerfest Snohvit, принадлежащем Statoil, получатель — японская Kyushu Electric Power Co. А танкер-газовоз не только управляется, как об этом сообщает «Газпром», но и принадлежит частной греческой компании Dynagas. Среди членов его интернационального экипажа были российские офицеры, отмечает газовая монополия. Ob River используется для экспорта газа с проекта «Сахалин-2», первого российского проекта по производству СПГ, основным акционером которого является «Газпром».

Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, — это морской путь из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Сибири от Новой Земли до Берингова пролива. Современное ледокольное обеспечение позволяет обеспечить навигацию крупнотоннажных танкеров с ледовым классом три — четыре месяца в году, указывает «Газпром». Этот маршрут сокращает время в пути из Северной Европы в Северо-Восточную Азию почти на 40% в сравнении с маршрутами по южным морям и океанам через Суэцкий или Панамский каналы, отмечает компания.

Во время перехода с 9 по 18 ноября судно сопровождали три атомных ледокола ФГУП «Атомфлот» — «50 лет Победы», «Россия» и «Вайгач». Но на первом этапе перехода в Баренцевом и Карском морях льда практически не наблюдалось, а на втором этапе от пролива Вилькицкого до Берингова пролива судно шло в молодом льду толщиной до 30 см.

Танкер прошел с грузом после выполненного им ранее в октябре с. г. порожнего рейса из Японии в Европу. «Два рейса <…> за одну навигацию полностью подтвердили техническую и коммерческую пригодность Северного морского пути для международных перевозок СПГ», — отмечает «Газпром». Среди преимуществ СМП российская газовая монополия называет снижение сроков доставки, экономию топлива, снижение потерь от испарения СПГ, снижение выбросов углекислого газа в окружающую среду и отсутствие рисков нападения пиратов. В компании СМП считают «очень привлекательным и надежным решением» для межрегиональной торговли СПГ и рассчитывают на его полноценное использование для поставок российского СПГ как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на европейский рынок.

Год назад Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, выступая на Международном арктическом форуме в Архангельске, говорил о планах превратить СМП в «в один из ключевых торговых маршрутов <…> глобального значения». 30 июля президент Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути», которое займется ледокольной проводкой судов в акватории СМП.

Перспективы использοвания СМП в κачестве альтернативной транспортной артерии между Еврοпой и Азией улучшаются по мере глобальногο потепления, котοрοе приводит к уменьшению площади льдов. По данным Всемирной метеорοлогической организации, котοрые приводит WSJ, в сентябре 2012 г. площадь льдов в Арктиκе уменьшилась до 3,41 млн кв. км — самοгο низкогο значения с мοмента начала спутниκовых наблюдений за ними. При этοм в январе-оκтябре 2012 г. в Арктиκе была зафиκсирοвана самая высοκая температура с 1850 г. Этο уже привело к серьезному рοсту количества рейсοв по СМП. По данным норвежскогο сайта Barents Observer, в 2010 г. таких рейсοв было οсуществлено всегο четыре, в 2011 г. — 34, в текущем гοду — 46.

Экономическая привлекательность доставки грузов по СМП, однако, пока под вопросом, указывает WSJ. С одной стороны, доставка грузов по СМП занимает примерно на три недели меньше, чем через Суэцкий канал, что позволяет экономить на стоимости фрахта танкеров. По данным WSJ, фрахт танкера-газовоза во II квартале стоил примерно $150 000 в сутки, в ноябре — около $105 000. Это позволяет сэкономить на одном рейсе примерно $3 млн. С другой стороны, танкеру может потребоваться ледокольная проводка, рыночную цену которой сложно оценить. Например, созданная Путиным «Администрация Северного морского пути» планирует оказывать такие услуги по расценкам, которые будет устанавливать правительство в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
!—…—>!—…—>